Станция юных туристов Златоуста

По Аю - в поисках приключений

По Аю - в поисках приключений

 

"Златоустовский рабочий" от 19 августа 2008 г. № 152

 

В июне группа учеников школы № 15, занимающихся в центре детско-юношеского туризма, вместе с инструкторами Г. Н. Пожарской и К. А. Сарычевым совершила сплав по Аю.

 

 

В составе группы были и опытные сплавщики, и новички. Иван Трапезников сплавлялся третий раз. Свое первое речное путешествие он совершил вместе с одноклассниками Михаилом Горбуновым и Владимиром Светловым в 2006 году. Тогда их группой руководил Виктор Алексеевич Порозов. В прошлом году Иван и уже другие его одноклассники Николай Онищенко и Евгений Чеботарёв путешествовали в составе сборной городской группы, которой руководила Зиля Ягофаровна Матросова.

 

Каждый раз, возвратившись из водного путешествия домой, Иван восторженно рассказывал о незабываемых впечатлениях и тут же объявлял о своём намерении повторять маршрут снова и снова. Неудивительно, что и у других одноклассников, и у всех членов его семьи возникло желание самим поучаствовать в сплаве, увидеть всю красоту собственными глазами.

 

 

... И вот в назначенный день и час мы уже стояли у центра детско-юношеского туризма, с нетерпением ожидая отъезда. Позже «Газели» доставили нас до деревни Ваняшкино, где мы и разбили палаточный лагерь. Некоторым помог мастер-класс Гульнары Нургалеевны Пожарской — она показала, как правильно нужно ставить палатку. Надо сказать, что место, где мы расположились, пользуется большой популярностью у отдыхающих — нам пришлось хорошенько почистить артефакты за своими предшественниками.

 

 

Мальчишки и девчонки, взбудораженные началом нового путешествия, легко адаптировались к новым условиям и правилам. Первая ночь выдалась бессонной. До трёх часов никому не хотелось спать: бесконечные разговоры, переползание из палатки в палатку... Самые «ранние птички», проснувшиеся в половине пятого, вызвались готовить завтрак. А к десяти часам катамараны были готовы к спуску на воду. Наше путешествие началось...

 

 

Златоустовцы избалованы красотой окрестных гор. Но то великолепие, которое открылось нашему взору, невозможно передать словами. Это нужно видеть! За каждым поворотом реки нам открывалась новая картина: скалы — покрытые лесом или отвесные — со следами времени и природной стихии, деревни, рыбаки, купающиеся… Погода нам обеспечила прекрасные условия. Мы делали частые остановки, и дети вдоволь накупались. Река нам тоже скучать не давала: периоды «тихой» воды сменялись довольно быстрым течением по огромным валунам и острым камням. Тут-то надо было быть очень внимательными, чтобы не напороться на какой-нибудь речной «сюрприз». Кроме того, здесь было вполне оживлённое движение. Искатели приключений сплавлялись и на катамаранах, и на плотах. Мы обменивались с ними дружескими приветствиями и пожеланиями.

 

 

По малой воде вместо трёх часов на переход мы затратили все шесть. После плотного ужина наша туристская группа отправилась в Кургазакские пещеры. Поразительно, но при тридцатиградусной жаре внутри пещер сохраняется лёд. День был настолько насыщенным, что к двенадцати часам ночи в лагере стояла полная тишина.

 

 

На следующий день мы прошли на катамаранах вдвое большее расстояние: от Майской поляны под Кургазаком до Сикияз-Тамака. До места добрались уставшие, но быстро разгрузились, разбили лагерь и приготовили ужин. У мальчишек даже хватило сил на футбол. Правда, наши соседи, шестнадцатилетние подростки из Троицкого района, обыграли наших с разгромным счётом 13:0.

 

 

На следующий день у нас была «днёвка». С утра желающие порыбачили, а после завтрака мы пошли осматривать комплекс Сикияз-Тамакских пещер. Для этого пришлось переправляться на другой берег реки поперёк достаточно быстрого течения. Наши бывалые сплавщики блестяще справились с задачей и в два захода доставили всех на место. Затем — крутой подъём, и мы — в пещерах, где, возможно, укрывались от непогоды и хищников древние люди. Во всяком случае, у входа в одну из пещер работали московские археологи, а в других пещерах мы увидели законсервированные раскопки. Ребята тоже покопались в пыли и добыли останки каких-то мелких животных. Им очень хотелось верить, что это древние окаменелости.

 

 

Сикияз-Тамакский пещерный комплекс был открыт в августе 1995 года группой Челябинских спелеологов-археологов. В него входят пещеры и гроты, скальные навесы, карстовые арки и мосты, погребенные и полупогребенные пещеры. В результате археологических исследований были выявлены культурные слои, относящиеся ко всем историческим эпохам. Это верхний палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпохи бронзы раннего железного века, средневековья. Обнаружены орудия труда и предметы быта, оружие и украшения, развалы керамических сосудов, сотни тысяч костей самых разных животных, в том числе так называемой «мамонтовой» фауны. Из статей в Интернете мы выяснили и научные гипотезы использования пещер древними уральцами: больше всего фактов, указывающих на использование пещер для религиозных обрядов.

 

 

Кандидат биологических наук Павел Косинцев считает, что на такой высоте мог располагаться наблюдательный пункт, с которого охотники выслеживали врагов и стада животных. Археолог Владимир Юрин убежден, что первобытные люди здесь жили постоянно. Интересно, что в одной из пещер, где температура не поднимается выше нуля, учёные обнаружили большое скопление костей: видимо, ее использовали в качестве холодильника. Владимир Иванович также считает, что малые пещеры использовались для погребений древних людей. И такие захоронения были найдены.

 

 

Не знаю, что произвело большее впечатление: прикосновение к древней истории, красота пещер, уникальность растений или вид, открывавшийся со смотровой площадки на реку и её окрестности. Думаю, что одно такое путешествие заменит дюжину классных часов по патриотическому воспитанию. Но, к сожалению, всё хорошее быстро заканчивается. На пятый день наш маршрут завершился у посёлка Лаклы. Мы вернулись в город, но очень надеемся на новое путешествие в следующем году!

 

 

Галина Трапезникова, классный руководитель 8-А класса школы № 15

НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz
V>
НФПК. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz